Лимо́жская эма́ль - французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью (г. Лимож, расцвет производства - последняя четверть XV - вторая половина XVI вв.); складни, реликварии, сосуды, пластины с портретами (Н. Пенико, К. Нуайе, Л. Лимозен).
* * *
ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ - ЛИМО́ЖСКАЯ ЭМА́ЛЬ, художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, производившиеся в г. Лиможе (Франция). Лиможские эмали делятся на эмали старой школы и новой.
Старая школа сложилась к последней четверти 15 века. Производились в основном культовые предметы (образа-складни, триптихи, оклады для молитвенников и икон) с многоцветными композициями на религиозные сюжеты. От техники перегородчатой эмали старая школа эволюционировала к живописи, близкой к станковой. Общей чертой старой школы является праздничное сияние росписи, которое усиливалось введением в нее линий и пятен золота и так называемых кабошонов - рельефных капель эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги. Знаменитый мастер - Н. Пенико.
Около 1530 формируется новая школа. Изделия этой школы (блюда, чаши, кувшины) носят в основном светский характер, украшены в технике гризайль (см. ГРИЗАЙЛЬ) с прорисовкой золотом, помогающей достичь впечатления рельефности изображения. Известнейшие мастера новой школы: Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон, Л. Лимозен. Используются копии работ Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт), Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), для лиможцев рисует Жан Клуэ (см. КЛУЭ). В богатых и разнообразных орнаментных композициях, обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно переосмысление образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло. В середине 17 века эмальерное дело переходит в руки ювелиров и миниатюристов. К началу 18 века замирает и производство эмалевых сосудов. Лиможская эмаль не выдерживает конкуренции с фаянсом и фарфором.